Кожа — интересный материал, позволяющий воплощать различные идеи. Можно не только сшить несколько кусков кожи между собой, но и превратить изделие в настоящее произведение искусства.
Технических приёмов художественной обработки кожи великое множество. Давайте рассмотрим основные из них.
Штампинг
Один из наиболее распространённых и относительно несложных способов художественной обработки, позволяющий создавать на коже рельефные рисунки, — штампинг.
Штампинг — это нанесение оттисков на увлажнённую кожу с помощью фигурных штампов. Для этой техники подходит только кожа растительного дубления.
Штамп ставят перпендикулярно коже и ударяют по нему киянкой, капролоновой или деревянной колотушкой (молоток может испортить и повредить инструмент, к тому же шум будет очень сильный).
Рисунок штампов разнообразен. Комбинируя последовательность нанесения, а также сами штампы, можно создавать замысловатые узоры.
В маркировке штампов первая буква обозначает, для чего он предназначен, а последующие цифры — разновидность.
Виды штампов:
- (A) background — фоновые
- (B) beveler — скошенные
- (BW) barbedwire — с переплетением
- (C) camouflage — маскировочные
- (D) border — для оформления границы, рамок
- (E) figure carving — рисунок с резьбой
- (G) geometric — геометрические фигуры
- (H) stop — точечные
- (J) flovercenter — середина цветка
- (K) special — специальные
- (L) leaf — лист
- (M) matting — матирующие
- (N) sunburst — солнечные лучи
- (O) special — специальные
- (P) pearshader — грушевидные
- (R) rope — имитирующие верёвочное плетение
- (S) seeder — для середины цветков, семена
- (U) mulefoot — копытце
- (V) veiner — дугообразные, прожилки в листах
- (W) flower, acorn & pine cone — цветы, шишки, жёлуди
- (X) basketweave — с фактурой переплетения корзины
- (Y) flowerpetal — лепесток цветка
- (Z) special — специальные
Если нужно сделать на коже растительного дубления какую-то надпись, используют набор штампов в виде букв и цифр.
Логотипы и фирменные названия на кожу хромового и растительного дубления часто наносят «горячим способом», используя латунные клише. Для этого их нагревают на открытом огне или используют паяльник со специальной оснасткой.
Карвинг и тиснение
Есть техники, которые можно применять отдельно, но наибольшую выразительность рисунку они придают при их комбинировании. К таким техникам-компаньонам относятся тиснение и карвинг. С их помощью создают высокохудожественные узоры, объёмные и живые. Они требуют немало труда и художественного видения, но в результате можно получить настоящее произведение искусства.
Карвинг — это резьба по коже. Как самостоятельная техника чаще применяется сквозной карвинг, позволяющий создавать настоящее кожаное кружево. Карвинг, при котором прорезают только верхний слой кожи, совмещают с тиснением — сочетание этих техник придаёт сложным узорам большую объёмность и выразительность.
Для карвинга с тиснением берут исключительно кожу растительного дубления.
Технология карвинга
1. Кожу располагайте на твёрдой и ровной поверхности (идеально подходит мраморная доска).
2. Полностью увлажните кожу чистой водой с помощью губки и дайте воде впитаться. После увлажнения кожа должна немного подсохнуть при комнатной температуре, но оставаться слегка влажной.
3. Заранее определитесь с будущим рисунком: подготовьте эскиз или возьмите готовую картинку.
4. Перенесите рисунок на кожу с помощью кальки и кардины (стилуса, спицы или затупленного шила). Положите кальку на лицевую сторону кожи и продавите линии рисунка кардиной.
Для того, чтобы избежать деформации кожи при тиснении, обратную сторону проклейте скотчем.
5. После того как на коже намечены линии рисунка, начните прорезать их поворотным ножом. Именно при резе этим инструментом достигается плавность линий. Нож держите перпендикулярно коже под небольшим углом, не прорезая её до конца. Глубина реза должна быть равномерной и доходить примерно одной трети до половины толщины кожи. Перед началом работы потренируйтесь на небольшом кусочке кожи и отработайте основные элементы будущей резьбы:
- соблюдайте направление реза «на себя»;
- не отклоняйте нож в сторону;
- не прорезайте одно и то же место два раза.
Для сложных реалистичных рисунков, фантазийных, растительных и животных орнаментов на коже применяют тиснение.
Тиснение — придание рельефности гладкой поверхности.
Для тиснения также используют штампы, но в отличие от штампинга, с которым мы познакомились выше, тиснением не просто наносят орнамент на поверхность, а создают живописные узоры, не ограничиваясь лишь рисунком оттиска штампа.
Особенно красивые и объёмные рисунки получаются при сочетании тиснения с карвингом. Применяя комбинации специальных штампов, повторяйте контур прорезанного рисунка, придавая ему глубину и рельефность.
С одной стороны разреза легко ударяйте по выбранному штампу, чтобы углубить в этом месте кожу. Получится, что одна прорезанная часть будет возвышаться.
Сила удара тоже играет важную роль — чем сильнее вы ударите по штампу, тем глубже будет рельеф в месте удара.
При работе над фоном штампы передвигайте ритмично и плавно, чтобы получить равномерно покрытую поверхность, а не отдельные разрозненные оттиски.
Основные виды штампов в тиснении:
- для углубления прорезных рельефов — бевелеры;
- для выделения объёма на лепестках и листьях — грушевидный шейдер;
- для рисунка прожилок на листьях — вейнеры;
- для затенения и придания фактуры фону — фоновые штампы.
Важно определить, какие места рисунка должны выглядеть объёмными, и с помощью художественных приёмов выделить их, углубляя отдельные элементы. Как декоративный приём, усиливающий выразительность рисунка, применяют прорезание отдельных линий по завершённому рисунку.
Тиснение возможно и без карвинга, с помощью разнообразия штампов и изменения силы ударов, но сочетание различных техник в одной вещи даёт наилучший художественный результат. Клапан этой сумочки выполнен тиснением с росписью (без карвинга), а контур по периметру сделан в технике штампинга. Края сумочки оформлены оплёткой, а ручка сплетена из кожаных лент.
С этими техниками можно познакомиться по ссылке ниже.
Окрашивание
Окрашивание — это вспомогательный процесс при художественной обработке кожи, оно позволяет изменить цвет или оттенок кожи, нанести на неё рисунок. Качественно и однородно прокрасить большой пласт кожи в домашних условиях очень сложно, поэтому для крупных вещей обычно берут промышленно окрашенную кожу нужного цвета. А вот небольшие детали для кожаных украшений и аксессуаров можно покрасить дома.
В зависимости от вещи и её идеи, либо окрашивают всю поверхность полностью, либо на её часть наносят рисунок.
Кожа хорошо поддаётся окрашиванию. Краски различают по свойствам:
- проникающие прокрашивают всю толщину кожи, их применяют для окрашивания больших площадей;
- поверхностные подходят для небольших участков и нанесения рисунка.
Однозначно ответить на вопрос «Какую краску лучше выбрать?» невозможно. Всё будет зависеть от многих факторов: качества и свойств кожи, способа и цели окрашивания.
Давайте более детально рассмотрим, как и чем красить кожу.
Фоновое окрашивание
На неокрашенную кожу растительного дубления краску наносят шариком из овчины или мягкой кистью. Наносить её надо аккуратно, быстро и без разводов. При необходимости кладут несколько слоёв. Можно воспользоваться аэрографом, он даёт более ровное окрашивание.
Можно затемнить фон и высветлить более выступающие части. Например, при тиснении часть элементов покрывают специальным маскирующим составом, который создаёт на поверхности плёнку и не даёт проникнуть в эти места краске, оставляя кожу практически в первоначальном цвете. Для этих целей также подойдёт художественный акриловый лак, наносят его в один или несколько слоёв.
Тонировку кожи можно выполнить антик-пастами разнообразных цветов. Они дополнительно оттеняют рисунок тиснения, попадая в его углубления.
В зависимости от густоты антик-пасты наносят:
- кистью
- спонжем
- войлочным шариком для окрашивания кожи
Излишки сразу стирают мягкой сухой тряпочкой.
После высыхания поверхность обрабатывают финишными средствами. Это могут быть:
- воски
- масла
- финиши
- апперетуры
- лаки и их комбинации
Основные функции финишных средств:
- зафиксировать красочный слой,
- придать коже дополнительную защиту (водоотталкивающие, грязезащитные свойства), мягкость, привлекательный блеск и фактуру.
У кожи растительного дубления есть замечательное свойство — менять интенсивность оттенка при трении. Поэтому её оттенок можно варьировать полировкой. Для этого применяют:
- гладилки
- пилки
- брусочки из отполированного стекла, дерева, кости
- фетр
- сукно
Обрабатываемую часть полируют энергичными движениями, при этом она становится более тёмной, «загорелой». Обратная бахтармяная (изнаночная, ворсистая сторона кожи) часть тоже нуждается в обработке. Если окрашивание не планируют, берут нейтральные бесцветные составы, втирают их в бахтарму и заглаживают.
Кожи хромового дубления окрашивают так же, как и кожу растительного дубления, если это необходимо. Но чаще всего они уже окрашены и в обработке нуждаются лишь открытые срезы.
Наибольшую декоративность приобретают окрашенные кожи хромового дубления при тонировке. Для неё подойдут акриловые краски, они быстро сохнут, имеют дополнительные оттенки — металлики.
Тонировку наносят с помощью спонжа или кисти неразбавленным составом лёгкими движениями с тщательной растушёвкой.
Рисунок
Кожу можно не только тонировать или окрашивать целиком, но и наносить настоящие рисунки — орнаменты и целые сюжеты.
При нанесении рисунка важно соблюдать следующие правила.
1. Поверхность нужно очистить и обезжирить.
Иногда после нанесения краски на коже растительного дубления могут появиться дефекты, невидимые до этого. Поэтому пригодятся специальные составы для очищения и растворители в зависимости от того, с каким видом кожи вы работаете. Ими надо обработать кожу до окрашивания, даже если она кажется чистой. Кожу растительного дубления можно очистить раствором щавелевой кислоты (1 чайная ложка на 0,5 литра воды). Спиртовым раствором очищают кожи хромового дубления, на их гладких (уже окрашенных) поверхностях очистка необходима прежде всего для наилучшего сцепления краски с кожей.
ВАЖНО: Перед началом работы протестируйте растворы на небольшом кусочке, чтобы понять, как повлияет на кожу тот или иной состав.
2. Краски применяют акриловые, темперные, масляные. Подойдут также анилиновые красители для ткани и батика.
Эти краски бывают жидкими и густыми. Для росписи кожи с гладкой (уже окрашенной) поверхностью подойдут только густые. Они образуют на поверхности плёнку, не проникая внутрь. Жидкая краска (проникающая) попросту стечёт и не будет держаться. Она подходит только для окрашивания тонких велюров или кожи с необработанной лицевой поверхностью.
3. Для сохранения рисунка на долгое время поверхность дополнительно обрабатывают лаком, выбор и способ нанесения (можно наносить кистью или аэрографом, есть лаки-аэрозоли в баллонах) которого тоже зависят от типа красок.
Перфорация
Сделать на коже сквозной рисунок можно не только с помощью карвинга. Для того чтобы создать изящный орнамент из повторяющихся фрагментов, применяют технику перфорации. Это относительно несложная техника, позволяющая быстро и точно наносить на кожу ажурный узор из небольших отверстий разной формы.
Суть перфорации заключается в том, что отверстия на коже делают с помощью пробойников. Рисунок зависит от замысла мастера, может быть геометрическим или произвольным. Форма, частота и количество отверстий возможны любые. Перфорацию можно делать на любом виде кожи.
Как сделать отверстие:
- разложите кожу на мате или полипропиленовом листе;
- приложите перпендикулярно к ней пробойник;
- ударьте по нему киянкой с достаточным усилием, чтобы полностью пробить отверстие.
Сила удара зависит от толщины выбранной кожи, а качество перфорации — от остроты инструмента.
Перфорацию также выполняют и круговым пробойником. Вращая его по стрелке, можно выбрать нужный диаметр отверстия. К достоинствам кругового пробойника относятся бесшумность и простота в применении.
Недостатки кругового пробойника:
- не подходит для очень толстых кож,
- трудно делать перфорацию далеко от края, особенно на толстых, плохо гнущихся кожах,
- узкие отверстия тяжелее очищать от вырубленной кожи.
Аппликация
Один из самых простых способов украсить кожу, сделать цветной фактурный рисунок без красителей и специальных техник — это аппликация. Можно сочетать перфорацию с аппликацией и получить интересный результат. Например, украсьте таким образом карман сумки, небольшой кошелёк или картхолдер, который быстро и просто изготовить своими руками. Аппликацией можно украсить и готовую вещь.
Пирография
Рисунки, от строгих геометрических до фантазийных, с замысловатыми переплетениями плавных линий, нанесённых чёткими, словно прорисованными, тёмными контурами, делают с помощью пирографии — выжигания по коже. Ей можно украсить и готовые изделия, придав им неповторимость и индивидуальность.
Для пирографии лучше всего подходит неокрашенная кожа растительного дубления. Кожа хромового дубления тоже может подойти, но только плотные, поверхностно неокрашенные её виды. Если кожа окрашена, то краска будет плавиться, оставляя следы и выделяя вредные вещества.
Для выжигания потребуется паяльник мощностью 40 Вт. Более мощный паяльник требует либо терморегулятора, либо периодического выключения, чтобы не пережечь кожу.
Рисунок паяльником выжигают по предварительно намеченным кардиной или шилом контурам.
При выжигании без насадок толщина линий формируется размером жала паяльника. В арсенале лучше иметь несколько паяльников с разными жалами и работать ими одновременно.
Если у вас один паяльник, удобно будет воспользоваться специальными насадками для пирографии. С их помощью можно менять толщину линий рисунка независимо от размера жала паяльника. Менять насадки надо, соблюдая правила безопасности: отключить паяльник от сети и пользоваться рукавицами.
От силы, с которой вы давите паяльником на кожу, зависит, какой глубины будет рисунок. Если нужны глубокие бороздки — прижимайте паяльник сильнее, а если нужны слегка намеченные края — едва касайтесь поверхности. Для более глубоких линий рисунок предварительно можно прорезать поворотным ножом (не насквозь), и пройтись по резам жалом паяльника.
В зависимости от идеи и самого рисунка техника нанесения линий тоже может отличаться: иногда паяльник нужно прикладывать точечно, быстрыми короткими движениями, а иногда проводить непрерывную линию. В этом случае надо очень внимательно следить за ходом жала: не углублять его сильно, проводить ровно, не сбиваясь, так как любое неточное касание оставит след и исправить ошибку будет уже сложно.
Формовка, обтяжка и жмурение
Формовка — это техника, позволяющая делать объёмные вещи из кожи без большого количества сшиваемых деталей. Принцип формовки основан на свойстве кожи «запоминать» положение, которое ей придают во влажном состоянии, и затвердевать после высыхания. Для формовки идеально подходит кожа растительного дубления.
Формуют кожу так:
- Подберите или сделайте из твёрдого материала (дерева, пластика, камня, фанеры) матрицу — предмет, форму которого должна повторять кожа.
- Погрузите кожу в тёплую воду и держите до тех пор, пока все пузырьки воздуха не выйдут.
- Выньте, дайте стечь воде.
- Разместите кожаную заготовку поверх формы, натяните и разгладьте её.
- Тщательно прижмите кожу к форме и закрепите края. Для этого в зависимости от матрицы можно воспользоваться струбцинами, зажимами, гвоздиками, строительным степлером.
- Высушите кожу при комнатной температуре. Время высыхания зависит от площади и толщины кожи.
Кожи должно быть достаточное количество, лишние края срежьте только после того, как всё хорошо просохнет.
Этим способом можно создавать различные чехлы, ножны, сумки, шкатулки.
Кожу хромового дубления тоже применяют для формовки, но она больше подходит для объёмных декоративных элементов. Для обработки её пропитывают раствором воды с клеем ПВА (пропорция раствора зависит от разновидности и толщины материала).
Такая кожа лучше подходит для обтяжки и жмурения. При обтяжке кожу обрабатывают по тому же принципу, что и при формовке, но основа, которую будут обтягивать, остаётся внутри.
- Выбранную для обтяжки основу тщательно обезжирьте и зашлифуйте.
- Поверх неё наложите предварительно смазанную клеем кожу. Вид клея выбирайте в зависимости от типа кожи и оклеиваемого предмета. Это может быть и ПВА, и полиуретановый клей.
Часто этот способ применяют с так называемым жмурением, или «жмуркой» — складками и драпировками кожи. Чем тоньше кожа для «жмурки», тем изящней и извилистей получится поверхность. В комбинации эти два способа дают интересный результат.
Для жмурения кожу не натягивают, а драпируют, собирая складками. Для формирования извилистых складок и рисунка жмурения под кожей можно разместить шнуры или проволоку. Перед жмурением кожу смазывают клеем ПВА, но не смачивают — клей содержит достаточно влаги для тонкой кожи.